Синдром хронической усталости

75404543_shkolaНазвание такого «молодого» заболевания как синдром хронической усталости (СХУ) впервые в медицинской лексике появилось только в 1984 году благодаря американскому специалисту из Невады, обратившему внимание на необычные схожие симптомы у двух сотен пациентов. Продолжительные нервные расстройства, агрессия, сонливость, мышечная слабость, а главное – повышенная чувствительность (толерантность) к воздействию инфекций – вот основные симптомы, которые могут свидетельствовать о том, что Вы подвержены синдрому хронической усталости, лечение которого обычно возлагается на нейроиммунолога.

Данное заболевание можно смело назвать болезнью XXI века, поскольку в основном такой диагноз ставится молодым жителям мегаполисов, причём в 80 случаях из 100 это – представительницы прекрасной половины человечества, живущие в состоянии постоянного «дедлайна». Синдром хронической усталости, точные причины и природа которого до конца не понятны до сих пор, также называют синдромом иммунодефицита – ведь суть заболевания заключается именно в снижении защитных функций организма, негативном качественном и количественном изменении иммунных клеток. Одна из версий причины развития болезни – расстройства центральной нервной системы.

Обычно заболевание начинается с вирусной инфекции, которая может сопровождаться тяжёлым стрессовым состоянием. Если у здорового человека симптомы инфекционной болезни обычно проходят в течение двух недель, то человек, страдающий от синдрома хронической усталости, продолжает чувствовать усталость, подавленность, головные и мышечные боли, сопровождающие грипп или ОРВИ, в течение полугода. И это уже должно заставить его обратиться к врачу.

Кто наиболее подвержен такому заболеванию, как синдром хронической усталости, симптомы которого часто путают с обычным переутомлением, депрессией или простудным заболеванием? Как показывает практика, это трудоголики, энергичные и ответственные люди, полностью отдающие себя работе. СХУ также наблюдается у людей, находящихся в постоперационном состоянии (особенно, если речь идёт о серьёзных длительных болезнях).

Однако, как ни странно, в последнее время лечение синдрома иммунодефицита требуется и детям, специалисты связывают развитие заболевания у них с родовыми травмами и токсикозами при беременности, которые и приводят к расстройствам механизмов адаптации у ребёнка.

Факторами риска появления СХУ, в первую очередь, являются неблагоприятные экологические и гигиенические условия проживания, частые и длительные стрессы, а также отсутствие физической активности наряду с напряжённым графиком работы.

Перед теми, кому поставлен диагноз синдром хронической усталости, возникает естественный вопрос: как лечить данное заболевание? Специалисты рекомендуют комплексное лечение, поскольку только в таком случае можно рассчитывать на эффективность терапии.

Комплексный подход подразумевает:

• приведение в норму режима отдыха, сна и физической нагрузки (для этого часто рекомендуют обеспечить стационарный режим);
  • назначение диеты и нормализацию питания, которое должно в обязательном порядке включать продукты, богатые витаминами группы В и С (или витаминные комплексы);
  • медикаментозную терапию, в частности, приём иммунокорректоров, антидепрессантов и дополнительных вспомогательных средств;
  • психотерапию (в том числе аутотренинги).

Самое серьёзное внимание уделяется лечебной физкультуре и массажам с элементами мануальной терапии, которые оказывают активирующий эффект.

Профилактика синдрома хронической усталости, который оказывает самое негативное влияние на иммунную, эндокринную и нервную систему, предполагает, в первую очередь, оптимизацию режима труда, обеспечение здорового образа жизни и своевременное лечение инфекционных и вирусных заболеваний. Установить диагноз и устранить последствия СХУ поможет опытный врач-остеопат.