Гидронефроз у детей

Гидронефроз – патологическое расширение собирательной полости почек, вызванное нарушением естественного оттока мочи, может возникнуть как у взрослых, так и у детей. Причём детский гидронефроз в большинстве случаев имеет врождённый характер – его причиной могут стать анатомические дефекты (например, сужение мочеточника или формирование «лишнего» артериального сосуда, который сдавливает мочеточник и мешает естественному оттоку жидкости, а также неправильное положение мочеточника).

Гидронефроз у детей может быть обнаружен ещё в утробе матери: примерно на 20 неделе беременности УЗИ способно распознать аномалии. Диагноз врожденный гидронефроз плода ставится примерно для 1% беременностей. В большинстве случаев при наличии незначительных отклонений предписывается лишь активное наблюдение за состоянием малыша: в период формирования по большей части патологии могут пройти сами по себе.

Иногда гидронефроз диагностируется уже у новорожденных детей, и симптомами могут стать появление крови в моче малыша, а также увеличенный животик. Поскольку почки у новорождённого ребёнка достаточно хорошо пальпируются, опытный остеопат может точно и безболезненно для малыша определить их положение и состояние (у здорового новорождённого почечная лоханка имеет размеры до 12 мм), а также выявить дефекты, перегибы и т.п.

В зависимости от того, какая причина вызвала заболевание и на какой стадии оно было выявлено, принимается решение, как лечить гидронефроз у новорожденного или у деток старшего возраста. В некоторых случаях единственным вариантом является хирургическое вмешательство, однако по большей части рекомендуется консервативная терапия при условии постоянного наблюдения у специалиста. Дети младшего возраста – самые сложные пациенты, поскольку долгое время диагнозы являются сомнительными.

Гидронефроз почки у детей хорошо поддаётся лечению – до трех лет благоприятный исход (полное восстановление функции почек) составляет 90%, до 15 лет – 70-80%. Обязательным условием является своевременная диагностика и постоянное наблюдение у врача (не реже одного раза в два месяца) – в период длительного перерыва между осмотрами может существенно ухудшиться состояние почки. Точную диагностику и щадящее лечение гидронефроза у детей можно осуществить в остеопатической клинике.